ИСТОРИЯ КАРАТЭДО СИТО-РЮ

 
Основатель каратэдо Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952) появился на свет 14 ноября 1889 г. в городе Сюри на острове Окинава, в главной семье старинного дворянского рода, который возводил свою генеалогию к прославленному воину и князю по имени Осиро Кэнью (умер около 1470 г.). О репутации Кэнью говорит его прозвище - «Они Осиро», т.е. «Осиро-демон». Кэнва стал потомком «демона» в 17 колене.
Потомки Осиро Кэнью - мужчины из семьи Мабуни - в качестве фамильного в своих именах использовали иероглиф «Кэн» - «Умный», «Мудрый». Получил его и будущий основатель школы Сито-рю: «Кэнва» означает «Мудрый и Гармоничный». В детстве Кэнва был слабым и болезненным ребенком, но предания о подвигах Осиро-демона произвели на мальчика такое впечатление, что в нём проснулось желание овладеть боевым искусством и стать достойным своего рода.
В зрелом возрасте Мабуни Кэнва изберёт своим девизом выражение «Сюбун рэмбу» - «Совершенствоваться в культуре, тренироваться в военном искусстве».
 
Первые уроки каратэ Мабуни Кэнва получил у своего слуги по имени Матаеси Сэйхаку, ученика великого мастера Мацумура Сокон. Именно он научил мальчика старинной версии ката Найханти (Найфанти).
Когда Кэнва было 13 лет (1902 г.), заручившись рекомендациями влиятельного друга семьи (просто так, с улицы, мастера обычно никого не брали), он попросился в ученики к Итосу Анко (1830-1914) из города Сюри, который в то время уже был знаменитым в Японии мастером каратэ.
Тренировался Кэнва ежедневно - он был очень упорным и никогда не пропускал занятий. Мальчик просто обожал своего учителя и старался во всем ему подражать. Так, сэнсэй каждое утро очень рано поднимался и выходил на тренировку, во время которой наносил несколько сотен ударов по макиваре, из-за чего его кулаки стали похожи на два черных камня. Вдохновленный примером мастера, Кэнва ежедневно, даже во время тайфунов ливней брел к дому наставника, чтобы получить его урок, хотя по возвращении ему доставалось от родителей, опасавшихся, как бы с ним чего-нибудь не приключилось во время такого небезопасного «похода». Естественно, что мастер Итосу отвечал юному ученику уважением и отеческой любовью, щедро делился с ним своими знаниями и уделял максимум своего внимания. У Итосу Мабуни Кэнва прозанимался около 5 лет - с 1902 по 1907 год.
 
По окончании средней школы, Мабуни на два года уходит служить в армию, а вернувшись со срочной службы, в 1909 г. в возрасте 20 лет поступает на работу в департамент полиции префектуры Окинава и одновременно начинает изучать новый для себя стиль карате - Нахатэ сэнсея Хигаонна Канрё (1852-1915). У Хигаонна Мабуни изучает такие ката, как Сантин, Сэйэнтин, Сэйпай, Сэйсан, Сэнсэру, Сотин, Сайфа, Курурунфа, Супаримпай. Позднее именно стили Итосу и Хигаонна лягут в основу Сито-рю.
Работа в полиции предоставила Мабуни отличные возможности для расширения кругозора в области окинавского искусства рукопашного боя. Первое время Кэнва служил в удаленных от столицы префектуры районах, благодаря чему имел возможность знакомиться с малоизвестными техниками каратэ и различными направлениями рюкюсского кабудо. Так, у сэнсэя Арагаки Сэнсё по прозвищу «Мая» - «Кот»(1840-1920) из Кумэмуры он изучает ката карате Нисэйси, Сотин и Унсю, ката с палкой - Арагаки-но бо и с металлическим трезубцем - Арагаки-но сай; у мастера Тавада (Тавата) Симпати перенимает его уникальный стиль сайдзюцу, известный ныне как «Тавада-ха», а у наставника Соэиси - его стиль фехтования бо, ныне именуемый «Соэиси-рю бодзюцу»… Постепенно Мабуни превращается в ходячую энциклопедию каратэ и кабудо, в которой собрано огромное количество самых различных сведений; в энциклопедию, не имеющую по объему информации себе равных.
 
В мае 1918 г. при поддержке старших товарищей из числа учеников Итосу Анко и Хигаонна Канрё, 29-летний Кэнва создает общество изучения тодэ префектуры Окинава (Окинава-кэн тодэ кэнкю-кай) с целью исследования и популяризации окинавских боевых искусств. Местом проведения заседаний и тренировок Общества становится дом Мабуни, где для обсуждения процессов развития каратэ собираются ведущие специалисты этого периода. Каратэ настолько захватывает Мабуни, что в 1924 г. он увольняется из полиции и становится профессиональным преподавателем боевого искусства.
 
 
1925 год также стал важной вехой и в жизни Мабуни Кэнва, и в истории всего окинавского каратэ. В октябре этого года Кэнва открыл первое настоящее додзё каратэ на Окинаве, которое получило название «Клуб изучения окинавского тодэ» (Окинава тодэ кэнрю курабу). Этот клуб становится единственной официальной организацией каратистов префектуры Окинава.
Клуб изучения окинавского тодэ разместился во дворе дома Мабуни. В нем, помимо Мабуни, преподавали выдающиеся мастера, оставившие ярчайший след в истории каратэдо - Мияги Тёдзюн, Кёда Дзюхацу, Матобу Тёю, Ханасиро Тёмо, Тибана Тёсин, а также мастер китайского цюаньфа У Сяньгуй. Открытие «Клуба изучения тодэ» создало прекрасные возможности для активного обмена знаниями между мастерами. Благодаря этому, Мабуни Кэнва изучил практически все ката, известные окинавским каратистам.
 
В 1928 г. Мабуни перебирается в Осаку и открывает додзё под вывеской «Ёсюкан» - «Дворец блестящего воспитания». Поначалу приходится очень трудно – семейство Мабуни и немногочисленные ученики мастера перебивались, как могли, но тренировок не прекращали. Но, несмотря на трудности, Мабуни Кэнва упрямо движется вперед. В начале 1930-х он ведет тренировки в двух додзё – у себя в «Ёсюкан» и в додзё «Сёсинкан» («Дворец непрерывного совершенствования»). А с 1933 года становится инструктором каратэ в клубе Кансайского университета.
 
В середине 30-х гг. Мабуни складывает заглавные иероглифы из фамилий своих наставников Итосу (Си) и Хигаона (То) и дает своей школе название – «Сито-рю».  По мнению мастера, это название является глубоко символичным: во-первых, видна генеалогия этого стиля каратэ, а во-вторых, соблюдается древняя конфуцианская традиция реальной оценки собственного «Я» и наследия предков, ведь сам Конфуций говорил: «Я не создаю, а передаю!».
Эмблемой школы Мабуни избирает свой фамильный герб, который наделяет новым смыслом: наружный круг означает «гармонию» (ва), а находящиеся внутри его две параллельные вертикальные линии с примыкающими к ним горизонтальными линиями – стили Сюритэ сэнсэя Итосу и Нахатэ сэнсэя Хигаона. Таким образом, эмблема символизирует «гармонию Сюритэ и Нахатэ», а, по сути, – гармонию всех направлений искусства «тэ».
Современные исследователи склонны вкладывать в эмблему Сито-рю еще более глубокий смысл – по их мнению, она символизирует гармонию между людьми и мир во всем мире. Ведь не даром же сам сэнсэй Мабуни в одной из своих книг 1934 г. писал: «Истинная сущность воинского искусства – поддержание равновесия, а конечная его цель - гармония».
В 30-е годы Мабуни Кэнва активно публикуется. Настолько активно, что даже японские исследователи истории каратэ сегодня путаются, сколько же всего книг вышло у основателя Сито-рю. Наиболее полный список включает шесть книг и несколько статей в сборниках, посвященных каратэдо и журналах о боевых искусствах.
1). «Каратэдзюцу», 1933 г.
2). «Кобо дзидзай госиндзюцу каратэ кэмпо» («Самозащита каратэ кэмпо, эффективная в нападении и защите»), 1934 г.
3). «Сэпай-но кэнкю. Госиндзюцу хидэн каратэ кэмпо» («Изучение ката Сэпай. Секреты самозащиты по системе каратэ кэмпо»), 1934 г.
4). «Кобо дзидзай каратэ кэмпо. Сэпай-но кэнкю» («Искусство каратэ кэмпо, эффективное в нападении и защите. Изучение Сэпай»), 1934 г.
5). «Каратэдо нюмон» («Введение в каратэ»), 1934 г.
6). «Кобо кэмпо каратэдо нюмон» («Введение в кэмпо каратэдо, эффективное в нападении и защите»), 1938 г.
 
 В марте 1939 года Мабуни Кэнва регистрирует свою школу в штаб-квартире Дай Ниппон Бутоку-кай («Ассоциации воинской доблести Великой Японии»), самой уважаемой и влиятельной организации будо в Японии. В том же 1939 году, в сентябре, Мабуни Кэнва и его ученики учреждают «Ассоциацию каратэдо Великой Японии», которая позднее переименовалась в «Японскую ассоциацию каратэдо» (Ниппон каратэдо-кай).
 
В годы Второй мировой войны занятия большинства клубов каратэ были свернуты, но Мабуни Кэнва в течение всех военных лет продолжал давать уроки в своём домашнем додзё. Война нанесла тяжелейший урон каратэ – многие талантливые каратисты погибли на фронте, под американскими бомбами, сыпавшимися на японские города, умерли от голода... Но уже вскоре после окончания войны стали возрождаться клубы каратэдо при училищах и университетах. К концу 40-х годов Мабуни Кэнва преподавал Сито-рю во вех крупных учебных заведениях Осаки. И это – в условиях ужасающей нищеты.
 
Мабуни Кэнва скоропостижно скончался 23 мая 1952 года, в возрасте 63 лет. На его здоровье сказались лишения довоенного и военного периода и, конечно, не прошла даром дурная привычка – курение. За несколько месяцев до своей кончины, словно предчувствуя ее, он раздал пятерым своим лучшим ученикам инструкторские сертификаты – «сихан мэнкё». Ведь Мабуни Кэнва всегда верил, что будущее каратэ – в его распространении и развитии.
 
«Герой без подвига» - таким вошёл в мировую историю боевых искусств Мабуни Кэнва. О его силе и удали по родной Окинаве ходили легенды, однако ни одна из них на деле не оказалась правдой. Мабуни Кэнва был скромным, приветливым и очень добрым человеком. Даже при задержании преступников в годы работы в полиции он никогда не использовал известные ему приёмы каратэ. И лишь «суровые» тренировки, которые мастер устраивал для себя во время тайфунов и ливней, свидетельствуют о его необычайной выносливости. Рассказывают, что в такие дни Мабуни выходил на улицу и выставлял навстречу ветру, скорость которого была от 30 до 40 метров в секунду, татами. В таком положении он мог простоять по два часа.
 
 
По книге А.Горбылёва «Каратэдо Сито-рю Сито-кай»

Вход в систему
Навигация
Сейчас на сайте
Сейчас на сайте 0 пользователей и 2 гостя.
Поиск